Простота
и утонченность всегда считались эстетическими качествами, присущими
японской культуре, и были важнейшими особенностями жизни японцев с
древних времен. Традиционная японская архитектура, например, казалась
упрощенной, потому что упор делался на свободное пространство,
отсутствие украшений и спокойные приглушенные тона. Тем не менее таким
постройкам была свойственна элегантная красота. Подобные свойства можно
увидеть в японском искусстве и литературе: дизайн керамических изделий
зачастую очень незамысловат и цвета скромные; структура японских стихов
проста и незатейлива, но и те, и другие воплощают простоту и элегантную
красоту. Ваби-саби — это японский термин, который как раз и
отражает такое ощущение красоты, но в то же время несет в подтексте
определенные моменты, трудно поддающиеся определению. Эстетические
качества, отраженные в ваби-саби, происходят от буддийских идеалов
периода Средневековья, когда распространение буддизма в Японии ввело
представление о ваби-саби в культурную сферу. Это понятие и сегодня
определяет важнейшую суть многих традиционных видов искусств Японии.
Немного о принципах, легших в основу эстетического мировосприятия японцев.
Страница: 1/2
По
мере чувственного освоения мира, в котором они оказались, и
совершенствования методов художественного отображения связанных с этим
переживаний, японцы стали осознавать и пытаться сформулировать основные
принципы, лежащие в основе их эстетического мировосприятия.
Кто в совершенстве
владеет одним искусством, потенциально владеет всяким другим.
Знаменитый в Европе японский философ Судзуки в "Очерках по
дзен-буддизму" определил гейшу как "существо, постигающее поэтическое
совершенство тела". Это прекрасное выражение позволяет очистить высокое
понятие от разного рода глупостей и двусмысленностей. Попробуем увлечься интеллектуальным
японским драйвом. Судзуки, упомянув о невозможности адекватного перевода слова
"гейша" на европейские языки, предлагает следующее приближение:
"гейша — владелица фонтана в саду".
Дзэнский сад
не предназначался для прогулок или проведения веселых застолий,
музыкальных или стихотворческих конкурсов, его основной функцией было
помогать в практике медитации, философского созерцания, следовательно,
уже не было нужды в аллеях и тропинках, заросших холмах и зеленых
лужайках, искрящихся светом озерах и журчащих водопадах внутри
достаточно большой парковой территории...