Четверг, 25.04.2024, 19:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Vabi

Каталог статей

Главная » Статьи » Поэзия

О керамике Раку



О раку-керамике


Татьяна Зиненко

Новый вкус давнего наслаждения

(О раку-керамике в Украине и не только)

"Амфора, кувшин, ваза, чайник, кружка, штоф, бокал, бутылка ... Это профессия. Профессия вещей, окружающих нас каждый день, от рождения до ... Тысячелетия они служат людям - берегут, удерживают, готовят. Мы безошибочно определяем их функцию по сочетанию ручек, ножек, носиков и покрышек, по длине горлышек и выпуклостью туловища. Нам хорошо известно, что из чего состоит, но мы хотим большего. Мы хотим абстрагироваться от их функций. Функция - задача конструкторов, о теле пусть заботятся технологи. Для нас важна их сущность, их душа, чтобы с помощью формы, линии, цвета освободить музыку нашего сердца, нашего ума, музыку нашей души ... "

(Из "Манифеста" участников симпозиума рукотворной керамики "Раку-керамика. Ахтырка - 95)

Нынешнему времени присуща так называемая керамизация общества. Кажется, человечество постепенно приходит к пониманию значимости керамики как материала вечного и будущего и в этой связи возрастает интерес к глине, как к извечной субстанции, касаясь которой переживает Мастер творческий экстаз [1, С.10]. Глиняное изделие, побывав под властью всех стихий, всегда становился отражением эмоциональной, интеллектуальной и астральной энергии эпохи. Прошлое, ХХ ст. стало временем переоценки и переосмысления всей истории искусства икерамика в ней предстает как вполне самодостаточная, индивидуальная отрасль. В истории японского и мирового керамического искусства техника "раку" открыла этап, этот этап связан с профессиональным мастерством отдельных мастеров, стала своеобразным знаменем эпохи, когда в потоке безымянного творчества художников- ремесленников все чаще стали появляться мастера, которые формировали собственную художественную школу, художественный язык, направление, стиль. Работая над произведением, художник-керамистподсознательно, интуитивно работает в неразрывной связи со всей культурной атмосферой времени. Эта поэтичность творческого мышления отражается в многоязычии керамики, в скрытом контексте, намеках, что вызывает у зрителя потребность открывать, обнажать подлинную содержательность вещи. Произведение "раку", подобны сияющей на солнце капли - ценность не в ней самой, а в ее способности по-своему отражать свет.

Что же такое раку-керамика? Японский иероглиф "раку" означает понятие "наслаждение, радость". Это стиль керамики, название керамической техники, название средневековой гончарной печи. Эта техника возникла в Японии еще в начале XVII века на фоне "приближение искусства к духовному миру отдельного человека" [2, С.465]. Изделия "раку" стали тогда примером сочетания творческой фантазии мастера с потребностями прикладного применения вещи. Основоположником "раку" считается мастер Тьодзиро Сасаки. Он отказался от гончарного круга, работал как скульптор, вылепливая формы от руки, пытаясь познать новые качества материала. Сосуды этого типа задумывались как неотъемлимый элемент традиционной чайной церемонии и потому особенно распространены и популярны именно чашки "раку" - тяжелые, нарочито грубые, политые густой, темной глазурью. Якобы случайная, асимметрия здесь является основным композиционным приемом. Керамист, который творит "раку", возводит в ранг закономерности принцип случайности затекания поливы, декорирование, что на первый взгляд не соответствует форме. На самом деле, все это делается с целью добиться разнообразия и свежести ощущений. Более того, неправильности формы, деформации во время обжига стали неотъемлемой составляющей, признаком эстетической привлекательности изделий. Простые по форме, часто без декора, эти работы имеют таинственную, мистическую способность влиять на человеческое сознание, создают ощущение динамической пространственности. Идеалом "раку" признана чашка "Фудзи-сан" автора Хон-Ами Коецу. Очевидцы утверждают, что ей присущи магические свойства: меняясь при каждом повороте, она демонстрирует неповторимость каждого мгновения, асимметрия и спонтанность ее декора подобные красоте горного пейзажа, спрятанного под завесой тумана, где все быстрее угадывается, чем различается [2, С.650- 654]. Техника "раку" позволяет провести обжиг всего за час, при температуре 900-960 С. После этого керамика попадает в восстанавливающую среду (древесная стружка, солома и т.д.), где без доступа воздуха глазури приобретают люстровый блеск, а терракотовые изделия задимляются и приобретают различные оттенки серого и черного цветов, создавая богатейшую гамму, иногда дополненных нанесенными глазурями и втертыми оксидами. Для печей характерно быстрое повышение температуры, которое выдерживает не всякая глина. В технике "раку" главное импровизация, неожиданность и риск. Элемент риска, который всегда присутствует в керамике, здесь доведен до крайности. И это обостряет и без того напряженные ощущения. Поэтому сама техника требует форм обобщающего плана, спокойных, не обремененных выступающими поверхностями. "Для раку главное не форма, как в скульптуре, а эффект декора, - утверждает художник Григорий Протасов, - главное для" раку "- плоскость, которую наполняют дымом, трещинами, даже следы от пальцев иногда становятся прекрасным элементом декора и фактуры". Конечно, чтобы увидеть необыкновенную красоту в шершавой фактуре поверхности чашки, необходима определенная подготовка, великая культура восприятия, утонченный художественный вкус. Это делает понятие "раку" не сколько искусствоведческим, столько философским. Философия раку в том, чтобы развивать в человеке способность видеть в малом - целый мир, в застывшей глине - живую, одухотворенную красоту. Практическая невозможность получения двух совершенно одинаковых вещей дают истинное наслаждение как от творения так и от созерцания, и от потребления.

В Европу техника "раку" пришла в начале 1920-х годов благодаря известному английскомукерамисту Бернарду Личу. Побывав в Японии, познав и пленившись "раку", он создал на родине мастерскую по производству посуды. Особенностью ее было то, что здесь предметы, собственно, вещи создавались ради искусства, ради превращения повседневности. Итогом работы Б. Лича является его "Книга керамиста" в которой изложены мнения о сущности керамики, о ее профессионализме и художественных истоках, она все еще имеет огромное влияние на становление и развитие профессиональной керамики в мире [3, с.28-38].

Следует отметить, что в своем первоначальном виде японская керамика "раку" не совсем понятна и не совсем приемлема европейцами. А у нас Свое словянские "раку", базирующейся на нашей же ментальности и традициях. Украинские художники-керамисты, обращающихся к исследуемой нами техники - воспитанники различных художественных школ, направлений, стилей, но всех их объединяет жажда нового, непредсказуемого, неординарного. И здесь не только свежесть ощущений. Техника "раку" раскрепощает керамиста, дает ему возможность экспериментировать с формой, с цветом, дает множество неповторимых элементов творчества. В ней все зависит от природы, от стихии, от случая, даже от внезапного потока воздуха. Объединяемся, кто любит сюрпризы! В этом плане показательны симпозиумы рукотворной керамики в Украине. Они проводились в городе Ахтырка на Сумщине начиная с 1994 года благодаря незаурядному настойчивости и энергии их неизменного инициатора и организатора художника Григория Протасова. Этот человек - настоящий фанат своего дела, способен делать то, что должно несмотря на обстоятельства. Причем, делает он все с изрядной любовью к керамике и к людям, ее творящим. "Протасов делает керамику как сказку", - говорят художники. Кажется и свои симпозиумы Он также делает, как сказку. Когда в 2001 году основное время симпозиума пришлось на вторую половину дождевого июня, когда работы практически не сохли ( Помните, в условиях близких к первоначальным!), Когда киевский скульптор Гия Миминошвили создавал прямо на болоте паркет из досок, чтобы хоть как подобраться в мастерские, - казалось бы, все, природа против! И всходило солнце после очередного ночного "ракуишного" обжига, прекрасно притягивала к себе теплая речка Ворскла, и жизнь налажывалась! (Я знакома с Григорием Протасовым с июня 1995 года, со второго симпозиума и всегда восхищаюсь его удивительной постоянством, столь редком в нашей современной, насыщенной непостоянством жизни, которую древние китайцы назвали бы не иначе, как времена перемен.

Симпозиумы "раку-керамики" стали не просто местом свободного общения художников, столько событием в жизни художников многих стран, которых привлекает оригинальный метод творчески-технологического процесса, возможность с одной стороны испытать себя в сложных первобытных условиях, а с другой - расширить сферу собственных творческих поисков в областиискусства керамики. Сами художники - участники симпозиума утверждают, что симпозиумы - это процесс "столкновения чувств первоначального керамиста, познающего тайны ремесла и правящего живым огнем и современного художника, для которого глина является эстетической субстанцией, через руки художника языке образа говорит о его эмоциональном и интеллектуальном мире , синтез которых создает определенное философско-спонтанное состояние первооткрывателя "[4].

Участниками симпозиума "Раку-керамика, Ахтырка - 2001" стали 14 художников из России, Украины и Беларуси. Среди них неизменные: Григорий Протасов, Лявон Трацевски, Сергей Кайдак, Ирина Коваленко, и те, кто впервые попробовал для себя состояние "первобытного керамиста". Это киевляне: Елена Бланк, Гия Миминошвили, Нина Скора ... А живописец из России Анатолий Сметанин вообще на симпозиуме впервые взялся за глину и был весьма доволен такому интересному знакомству. Постоянный участник симпозиумов, минский художник Сергей Кайдак поделился своими воспоминаниями и впечатлениями: "Первый подобный керамический пленэр состоялся в Беларуси году 1990. Его инициатором выступил заведующий кафедрой керамики Минской академии искусств Владимир Уренович. Именно он заложил в сердца своих студентов непроходящую любовь к этой керамической технике. Все происходило просто: уехали на озера, накопали местной глины, составили первую печь, вылепили работы, обожгли ... Но такой импровизированной якобы, простотой, руководили определенные идеи и высокий профессионализм. А современные наши симпозиумы иногда переходят от задач изолированности, профессионализма на так называемый "тусовочный" вариант. Убежден, что керамикой действительно надо заниматься только профессионально, а это и означает довести все до максимальной простоты, до совершенства. К чему, собственно, и стремится современное искусство. Профи - это тот, кто делает все легко, будто играя. Но этой легкости предшествует трудный и долгий путь тяжелой работы, ошибок и опыта. Здесь, в Ахтырке, главное - это общение с людьми, с природой, без которой "раку" просто не может существовать. Сущность "раку" в том, чтобы каждый раз создавать нечто новое. "Искусство древних традиций способствует также пробуждению и стимуляции генетической памяти, поиску неразрывной связи с традициями своего народа. Это красноречиво, хотя и подсознательно звучит в работах таких, казалось бы, традиционно современных художников, языком современного искусства демонстрируют новое, интересное в своем собственном мироощущении. Однако некоторое отсутствие внутренней свободы сказывается, и поэтому некоторые художники зацикливаются не столько на случайности результата, столько на конечном эффекте работы, стремятся запрограммировать рискованный результат. "Художникам иногда недостает внутренней раскрепощенности. Хотелось бы, чтобы художники делали свои произведения более стихийно, более спонтанно, более "по-хулигански". В "раку" - игра, импровизация, неожиданность - главное. Равно как и обязательный элемент риска. За ним все же надо оставлять приоритеты "- авторитетно заявляет Григорий Протасов. Творя "раку", он стремится добиться нужной деформации сосудов, тончайших градаций цвета черепка и глазури. И новая форма должна исполниться новым содержанием. Замкнуты, похожие на ящики формы, прямые углы, четкий расчет линий выдают властную натуру художника, его твердый, непоколебимый характер, умноженный на отчаянный романтизм настоящего художника.

А лучше всего, по-моему, это то, что симпозиумы "Раку-керамики" имеют свое сформировавшееся, оригинальное, изысканное, творческое лицо. Что они совсем не похожи на Национальные симпозиумы гончарства в Опошне, на симпозиум монументальной керамической скульптуры в Славянске, на другие керамические пленэры. Это замечательно, что мы все такие разные, и остаемся собой, создавая одно дело, внося в нее частичку собственной души, каждый керамический симпозиум - это тот же непредсказуемый шедевр "раку"! Хочется только, чтобы подобных шедевров было еще больше: таких современных, нужных, красивых и разных!


1.Пошивайло О.М. Етнографія українського гончарства: Лівобережна Україна. – К.: Молодь, 1993.– 408 с.: іл.

2.Искуство стран и народов мира: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. Краткая художественная энциклопедия. – М: Советская энциклопедия. Т.5. Финикия – Япония., 1981. – 720 с., илл., карт., 56 л. илл.

3. A Potters Book by Bernard Leach. Transatlantik arts ink. – Seventeenth Amerikan Printing, 1973. – 295. ill.

4.Національний архів українського гончарства.




Август 1996-август 2001

Татьяна Зиненко


Категория: Поэзия | Добавил: Lisa (10.05.2012) W
Просмотров: 2110 | Комментарии: 1 | Теги: саби, керамика, керамика раку, ваби | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Мини-чат