Четверг, 25.04.2024, 16:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Vabi

Каталог статей

Главная » Статьи » Поэзия

Макото
 Как и национальное мировозрение в целом, японская эстетика сформировалась целиком под влиянием синтоизма, бюудизма, даосизма и неоконфуцианства.
   Из синтоизма в ее арсенал вошла одна из упоминавшихся древних категорий КАМИ, обозначающее одухотворенность всех вещей во вселенной. Для нас важно, что ками присутствует и искусственно созданных вещах , и в каждой своя индивидуальная душа.
   В национальной эстетике это значение внутренне связано с др. важной категорией МАКОТО -это подлинная природа вещей, видимое и слышимое - форма проявления этой природы.  МАКОТО - переводится как "истина". По утверждению японских исследователей, макото отражает закон не только и. скусства, но и жизни: 
Природа вещей соотноситься с феноминальным миром как "неизменное" и "изменчивое". Макото также переводиться и как "искренность". Непривычное для европейцев понятие "искренности вещей" глубинными смыслами связано с самой ранней и наиболее важной категорией прекрасного  "моно-но-аваре" переводимое как "очарование вещей".
   Моно- в этой категории трактуется как универсальное понятие вещи, как признак единства мира,но и как отдельная вещь. Это относиться как одушевленным предметам, так и к обстрактным понятиям. 
 Моно-но-аваре  это и всеобщее и индивидуальное свойство вещи. Эка как будто Ками в искусстве, в эстетике. 
  Проникновение вчуствование в природу и красоту окружающего мира родили еще два понятия близкие по смыслу к аваре и макото -это МУДЗЕ и ЮГЕН -мировозренческие и эстетические категории.
    МУДЗЕ - это закон непрочности вещей. Например современные педагоги проектной культуры считают необходимым внушить, что вещи не только возникают, но и умирают. и воспринимать их нужно во всем объеме их судьбы.  
  Диалектикавыживания превратила эту беспощадность подобную мойрам, в эстетику ЮГЕН. 
Юген дух прекрасного , но не ясного как аваре(пленительного в своей непосредственности), а скрытого, тайного, недоступного взору. Красота Юген  -это поиск неизменного в изменчивом мире -эстетическая манифестация философии поиска вечного в мире преходящего. 
 Японские эстетические категории внутренне связаны между собой образуя единство. В них легко обнаруживается сходство, но важны различия!) Порою еле уловимоеи логически необъяснимое и интуитивно понятное каждому художнику.  Переход от макото к юген  к их феноменальному проявлению в реальности, в их очаровании  как бы подобно нашим основам формы и содержания.  НО, в яп. эст. на месте содежания"- ЕГО ОТСУТСТВИЕ., то что не имеет формы. Небытие рождает Бытие. Бесформенное рождает форму.  При этом подчеркивается не противопоставление, а их близость.  Небытие и бытие переходят друг в друга, являясь как бы временной манифестацией бытия. Без понимания исключительного значения небытия"невозможно понять ни одну категорию художественног мышления японцев. - ни характер трад.эст. категорий, ни рассмотрение вещей современными японцами.

 Одним из"способов рассмотрения вещей" относится представления о времени. 
Идея небытия расп олагает к небытийному восприятию времени, а признание друстороннего движения(туда-сюда), и порождает представление об обратимости времени, и движении вспять. Вектор времени направлен в прошлое и тогда когда речь идет обудущем. Отсюда колосальное уважение к традиции. Европейцы имеют представление о движении как о постепенном восхождении от низшего к высшему.  Японцы  из европейских книг узнали о существовании таких понятий, как прогресс и эволюция.)  Характер жвижения трактовался ими
не как возникновение нового за счет старого, а как востановление старого в новом цикле кругового движения. 

С категорией небытия связан и метод творчества, определяемый как "не-творчество" или"не-деяние". Проистекает он из представления даосов о характере творения. В отличии от Бога, кот. создает мир актом творения(ВЕЙ), Дао создает его несотворенным (УВЕЙ), что приблизительно соответствует нашему понятию"произрастает". вещи сотворенные -это отдельные части собранные воедино как механизм, или предметы членение которых идет из вне(скульптура). Структурирование же всего живого идет изнутри и направлено во вне.  Отсюда формула бездействия, немешательство в законы природы.  (?) (У нас во вне - мужской турбулент, внутрь-женским). Ту возникает парадокс для европейского сознания - мы воспринимаем недеяние как пассивность,  то у китайско-японское бездействие, существует для естественного хода вещей. то есть для правильного сосредоточения природы художника и уподоблении пространству Вселенной.  Таким образом УВЕЙ становится ВЕЙ сообразным с законами природы, соразмерным естественным ритмам и постоянно меняющимся условиям. "Вей Увей"- деяние не деянием. 
   Увей как бы не творение чего то нового, а выявление того, что заложено в природе. Нет ничего совершенней природы. И вершина искусства уподобление природе. Отсюда бережное отношение к природным материалаам. Стремление сохранить мах естественный вид.  Поэтому это состояние естественности - одно из главныхв яп.эстетике. Отсюда и метод уподобления для художника - уподобиться ручью, значит чувствовать как ручей. Когда слияние достигнуто не надо прилагать усилий-кисть будет двигаться сама. И в этом "бездействии действеннен дух самогохудожника, поэтому произведение получается глубоко индивидуальным и уникальным. Все дело в сосредоточении сознания.
 

Категория: Поэзия | Добавил: Lisa (29.04.2013)
Просмотров: 810 | Теги: моно-но-авре, Макото, даосизм, юген, Ками, синтоизм, япония, категории красоты | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Мини-чат