Пятница, 24.11.2017, 06:43
Приветствую Вас Гость | RSS

Vabi

Каталог статей

Главная » Статьи » Культура

Эстетические принципы дзен

Эстетика Дзен

http://gautamu.livejournal.com/41488.html

Основной постулат этой системы – несоизмеримость слова с истинным смыслом вещей, единственным надежным путем постижения абсолютной истины является познание самого себя.

Эстетические принципы дзен:


- мгновенность творческого акта;


- лекгость;


- отсутствие аналитических построений;


- безыскусность художественного произведения;


Цель духовной практики в дзен - освобождение человека из мира относительностей, оценок ( тоесть мира добра и зла, истинного и ложного, горя и радости, жизни и смерти).


Незавершенность, недосказанность – естественный результат творчества, и это делает восприятие очень индивидуальным.


Эстетику Дзен трудно категоризировать – художники Дзен следуют методу отказа от каких-либо методов,  в этом смысле живопись Дзен и каллиграфия являются анти-искусством: они не созданы чисто ради эстетического наслаждения и выходят за нормальное представление о красивом и уродливом.


Для мастеров Дзен акт рисования – это медитация в движении.


Четкость, сила, интенсивность, продолжительность, гибкость, величина и деликатность мазков кисти позволяют оценить степень присутствия сознания и просветления автора.  


Некоторые комментаторы характеризуют искусство Дзен как ассимитричное, простое, монохромное, и строго возвышенное; однако, это игнорирует тот факт, что существуют идеально ровные дзенские круги, нарисованные полноцветно «оперы с огромным составом», и забавные коммичесие рисунки с легким налетом эротизма.


Мастера каллиграфии. В Дзен буддийской традиции мастера использовали в качестве посредника бумагу, кисть и тушь для создания «образов освобождающих сознательные существа» ( Это была одна из печатей, которой Хайкун помечал свои работы). «Мазки просветления». ( Аналог



Дзенские круги.


Первостепенный символ Дзен «Круг», круг просветления. Писание 6-го века описывает Великий Путь Дзен следующим образом «Круг как безкрайний космос, который ни в чем не нуждается, и в котором нет ничего лишнего», это утверждение часто используется в качестве надписи на картинах с Энсо


Впоследствии кольца Дзен стали центральной темой искусства дзен. Форма круга варьируется от идеально симметричной до кособокой, написанные кистью как тонко и деликатно, так и массивно и очень жирно. Большинство свитков имеют сопровождающую надпись, которая дает зрителю намек на значение этого круга Дзен.


Основные виды энсо:


1) Зеркальный круг: простой круг, в котором отсутствует сопровождающее объяснение, оставляю понимание символа на проникновение зрителя;


2) Космический круг: круг символизирующий собой космос ( современные физики также утверждают существование искривленного, закрученного космоса);


3) Лунный круг: полная луна, яркая и четкая, тихо освещающая все существа без дискриминации, символизирует буддистское просветление);


4) Нулевой космос: в дополнении к тому, что космос искривлен, время и пространство являются пустыми, хотя при этом они рождают «полноту бытия»;


5) Круг-колесо: все в этом в мире подвержено изменениям, вся жизнь может представлена в виде круга;


6) Круг сладкая лепешка: круги Дзен содержательны, но они не абстрактны, когда просветление и ежедневные действия становятся единым целым – это настоящий Буддизм;


7) «Что же это?» Круг: наиболее часто используемое толкование к кругу Дзен, это сжатый вариант вопроса «Не позволяй другим наполнять твою голову теориями о Дзен, открой свое собственное значение!»


 

"Чжуан Цзы" Избранное.

«Путь повсюду, где же его нет!» (Джуаньцзы «Путь полноты свойств»).


«Постигая все до предела, будь бесконечен; странствуя, не оставляй следов; исчерпывая дарованное природой, ничего не приобретай; будь пуст и только.


Настоящий человек пользуется своим сердцем (разумом), словно зеркалом. Не следует за вещами, не идет им на встречу, им отвечает, но их не удерживает. Поэтому преодолевает вещи, но остается невредимым».


 

Избранное из «Хагакуре»

Выражение «Мысль за мыслью мы осознаем наши собственные ошибки» также означает, что высший Путь обретается в обсуждениях с другими. Слушать старинные предания и читать книги нужно для того, чтобы освободиться от предвзятости собственных представлений и опереться на представления древних».

«В человеческой жизни существуют разные этапы в постижении знаний. На самом нижнем этапе человек учится, но из этого ничего не выходит, и он полагает, что и сам он, и другие ничего не умеют. На этом этапе он ничего не стоит. На среднем этапе он все еще бесполезен, но ощущает собственные недостатки и также способен видеть недостатки других. На следующем этапе он гордится своими способностями, он радуется похвале других и сожалеет о недостатке способностей у своих товарищей. Этот человек ценен. На высшем этапе человек выглядит так, словно ничего не знает.



Таковы этапы в общем. Но существует один еще более высокий этап, и он превосходит все остальные. Человек осознает бесконечность проникновения в глубины избранного Пути и никогда не думает, что добился совершенства. Он действительно знает свои недостатки и никогда в жизни не думает, что он добился успеха. Он лишен гордости и лишь смиренно постигает Путь до конца.

В течение всей свое жизни каждый день продвигайся вперед, становись более умелым, чем вчера, более умелым, чем сегодня. Этот Путь никогда не заканчивается»..

«Чтение книг и беседы с людьми нужны для того, чтобы заранее подготовиться к возможному развитию событий»..

«Нехорошо удовлетворятся достигнутым пониманием. Ошибается тот, кто прилагает усилия, получает некоторое представление и на этом останавливается. Сначала нужно приложить большие усилия, для того, что бы не оставалось сомнений в том, что ты усвоил основы; затем потрудиться, чтобы они принесли плоды, - и это процесс не прекращается в течение всей твоей жизни. Не полагайся на ту ступень понимания, которая открылась тебе. Просто повторяй про себя : «Этого недостаточно».



Человеку следует в течение всей свое жизни искать, как лучше всего следовать Пути. И нужно учиться, настроившись на работу, ничего не оставляя без внимания. Так обретается Путь».

«..даже неважный писец добьется успеха в искусстве каллиграфии, если будет практиковаться, используя в качестве образца красиво написанный документ, и, прилагая старание, стремиться его воссоздать. Слуга также может достичь успеха, если возьмет за образец хорошего слугу.

Однако в наше время нельзя найти образец хорошего слуги. Поэтому было бы хорошо создать такой образец и учиться на нем. Чтобы сделать это, следует посмотреть на различных людей и взять у каждого человека только лучшее его качество. Например, у одного – вежливость, у другого – храбрость, у третьего правильную манеру ведения беседы, у четвертого – правильное поведение, и у пятого – уравновешенность. Так получится образец».


« Если человек пишет письмо, ему следует думать, что получатель повесит его на стену».


 «Надлежащий подход к каллиграфии заключается не в чем ином, как проявлять старание, однако в этом случае почерк будет казаться неуверенным и угловатым. Следует пренебречь таким подходом и отклониться от нормы. Этот принцип применим ко всем вещам».

« Думать о том, что ты не можешь достигнуть того, чего достигли мастера, - значит проявлять вялость духа. Мастера – это люди. Ты тоже человек. Если ты будешь думать, что не сможешь чего-то достичь, то ничего и не достигнешь. 


«Человек, у которого недостает мудрости, ругает свое время. Отсюда возникают всякие беды. Человек, который в разговоре проявляет сдержанность, будет полезен в хорошие времена и избежит наказания в плохие».

«Для того, чтобы превзойти других людней нужно всего лишь вовлекать их в разговор о твоих делах и выслушивать их мнение. 

Большинство людей удовлетворяются собственным мнением и поэтому никогда не совершенствуются. Беседа с человеком – это первый шаг к тому, чтобы превзойти его. Некий человек из канцелярии клана постоянно спрашивал о моем мнении в отношении различных документов. Сейчас в том, что касается составления документов, он превзошел меня. Интересуясь мнением других, ты развиваешься и превосходишь их».

Категория: Культура | Добавил: Lisa (14.07.2013)
Просмотров: 1356 | Теги: медитация, круги дзен, постулаты, эстетика, эстетика дзен, Творчество, японская эстетика, дзен | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Мини-чат